Тарас Максимов

taras_maksimov_title“Услышали рекламу по радио и рискнули” – так больше 10 лет назад началась карьера одного из самых успешных харьковских автогонщиков. О том, какими были эти годы и чего удалось добиться, мы и поговорили с Тарасом Максимовым.


me_avatarКак для тебя все начиналось в гонках?

taras_maksimov_postЗнаешь, Виталий, я, как многие из харьковчан автоспортсменов, “выходец” из нашего тогда еще традиционного ралли «Золотая осень». Романтичные были времена… Старт на площади Свободы, куча народу, изнурительная гонка в двухдневном формате с протяженностью под, уже не помню, километров 300))) и душевное награждение в банкетном зале мотеля Дружба)) Было здорово и хотелось участвовать! Начали мы, кажись, с 2002-03 – точно не помню, услышали рекламу по радио и рискнули. Мы ездили с Максимом Голиковым на зеленом «Форде». Экипаж назывался тогда шуточно «бумажные самолетики». Тогда первая гонка на «Фордике» 1,4 принесла нам второе место в абсолюте.Что сказать, нас это вдохновило и надолго. Потом мы на протяжении лет, наверное, трех вообще не пропускали ни одной любительской гонки – «Дружба», «Осень», зимняя параллелька – везде старались участвовать и везде получалось приезжать в призах. 

me_avatarА профессиональный спорт?

taras_maksimov_postИдея попасть во взрослый и профессиональный спорт преследовала юношеской мечтой лет с 14, собственно тогда и сел впервые за руль автомобиля ВАЗ, потом подогрел интерес к спорту неожиданный выезд в студенческие годы на трассу Черкасская Лозовая на настоящем автомобиле багги, который принадлежал спортсмену, больше известного более старшему поколению, Олегу Росашанскому. Представляешь? Для подростка в те тяжелые 90-ые годы? ) Гоночная трасса, гоночный автомобиль, настоящий шлем, ремни….и ты летишь по трассе… (правда тогда разрешили ехать только на 1 и 2 передачах, но все равно – день запомнился на всю жизнь…. Ну, а возвращаясь к нашим любительским ралли на серийных автомобилях скажу, что, когда мой главный соперник на то время Чмых Коля достиг уровня и ушел в профессиональный спорт, я понимал и пообещал себе, что при первой же возможности обязательно должен стать автогонщиком и участвовать в соревнованиях ранга Чемпионата Украины (можно сказать, что была тогда такая вот спортивная конкуренция). Однако, как и у многих желающих и талантливых ребят, самой большой и почти всегда неподъемной проблемой стала финансовая часть – это основополагающая и в то, и в наше время. Денег не было. Потом, спустя годы, учась в ХПИ, работая в разных компаниях – в мелких , в средних, в крупных – везде пытался продвинуть эту идею с  гоночной командой, с автомобилем, мечтал построить кроссовую «Таврию», как самый малобюджетный вариант.

Помнится, как убеждал своего заведующего кафедры автомобиле- и тракторостроения отдать нам для подготовки покрытую сантиметровой пылью политеховскую «Таврию», над которой студенты проводили какие-то лабораторные работы, чтобы можно было выступать в соревнованиях под флагами Университета и попутно приучать к техническому творчеству, популяризировать среди ребят кафедры автоспорт. Однако, проект поддержки не получил. К сожалению.

А любительские гонки продолжались, занимались призовые места. Желание участвовать не угасало, в 2003 году я пришел трудится в харьковское подразделение УкрАВТО. Доработался до руководящих постов и также пытался всякими путями продвинуть идею о команде, но опять же ничего дальше смет, калькуляции и разговоров не зашло. Снова неудача. 

И только в 2013, когда я познакомился с автогонщиком Сережей Вялых и тренером юношеских багги Володей Крысько из Александрии, мы с моими друзьями и теперь уже членами команды Master KR racing отправляемся в Чехию и приобретаем там долгожданный комплект: рама, запчасти, колеса, двигатель. Друзья мне очень помогли и морально, и документами, и финансово. Так у меня появился собственный кроссовый автомобиль. Чешская багги европейского уровня. Собственно говоря, такие машины уже были: и Сергея Вялых, и у Сергея Лося из Молдавии, который в 13-ом году стал чемпионом Украины. Тот же класс, до 1600 см3. У нас это третья зачетная группа, полный привод. Выехали мы на ней в первый раз в 2014 году, и как раз на харьковский этап Чемпионата. Тогда нам повезло – мы были первые на подиуме в двух зачетных группах багги. А затем еще были три гонки. Я учился ездить, механики учились ее обслуживать. В итоге Чемпионское звание в двух группах багги в 2014 году.

me_avatarНет ничего хуже в автоспорте, чем победить в дебютном сезоне…

taras_maksimov_postДа. Для себя понимал, что это было чистое везение. Уже почти закончился сезон 2015, а я до сих пор не до конца понимаю все повадки автомобиля, скрытые возможности. Хотя многое уже научились, понимаем, где были наши ошибки в выборе резины, в настройках подвески, начинаю более тонко чувствовать грани управления. А в том – 2014 году – ездил больше на видимость, как на компьютере. Теперь, когда мы изучили практически все в ней, машина стала очень конкурентная и поехала на порядок быстрее 14-го года.

me_avatarА моторчик там какой?

taras_maksimov_postСтандартный мотоциклетный мотор Сузуки Хаябуса 1340 см3 с автомобильными мозгами. Мотор мощный, имеет 213 л.с. и не всегда с этой мощностью справлялся и я, и шасси. Вся чешская подвеска поломалась практически сразу, но благо, что в основном на тренировках. Все было переделано и адаптировано (усилено) под наши более жесткие условия. Дело в том, что в Европе в заездах очень плотная конкуренция и там борются за каждый килограмм веса автомобиля, по регламенту он не может быть легче 500 кг, и почти все багги в классе 1600 имеют очень близкий вес 502, 503 кг, именно поэтому все рычаги сделаны тоненькими, нежными, крепления подвески, соответственно, тоже. После наших доработок машина “потолстела” до 540 кг, но она перестала ломаться при незначительных контактах с соперниками и обочинами на гоночной трассе. 

me_avatarА какая трасса для тебя самая сложная, какая самая легкая, какие в них особенности? 

taras_maksimov_postСамая сложная для меня – это Черновцы. И самое сложное – это до нее добраться из Харькова! ) Черновецкая трасса очень затыкана поворотами, короткая. То есть, там надо много крутить рулем и очень часто переключать передачи. И вот, что касается моего автомобиля, эта трасса для него не приспособлена. Для нее нужны очень короткие передаточные числа в трансмиссии, а у меня они длинные. Мне больше по душе трасса Днепропетровска, Харькова, где есть скоростные прямики, где можно разогнать машину. Хотя я побеждал и на самой медленной и на самой быстрой трассах – и в Черновцах, и в Днепропетровске) В этом году самая пыльная была Винница, хотя организация там почти всегда на высшем уровне. Днепропетровск, кстати, пока что тоже пытается бороться с этим опасным для гонщиков явлением…надеюсь, что поборют к следующему году окончательно. Потому что трасса очень интересная, есть трамплины, есть скоростные повороты, удобный обзор для зрителей. В трассу, видно, вложено много трудов и средств. Очень нравится трасса Вербовая Лоза в Александрии, очень. А любимая конечно же харьковская Черкасская Лозовая.

me_avatarРасскажи о людях, которые тебе помогают на гонках? И пару слов о положении в Чемпионате 2015?

taras_maksimov_postСитуация такая, что мы в этом году доказали, что в 2014-ом нам не просто повезло стать победителями. И это, в огромной степени, благодаря моему слаженному и сложившемуся коллективу. Механики у меня умнички, это семейство Аязбаевых, это те самые, которые у Георгия Дуся – Чемпиона Украины по автокроссу в 7Н классе обслуживали гоночный автомобиль – это Валентин, это дядя Слава. Они мне помогают, дают советы. Мой родной брат Роман Максимов – гуру элекроники, именно он занимался проводкой и настройкой электрической и электронной части автомобиля. Во время гонки я к автомобилю с ключем и отверткой даже не подхожу))

me_avatarНе пускают?

taras_maksimov_postНе в том дело.  Каждый должен заниматься своим делом. И если я еще буду думать о том, что там подкрутить… Ничего хорошего не получится. Я могу спросить в шутку: “бензин залили?” – не более того. Они сами все крутят, сами вертят. Для меня это огромная разгрузка и физическая, и эмоциональная. Я знаю, что у многих сильных пилотов есть проблема в том, что у них нет слаженной команды механиков. И вобщем-то подготовкой автомобиля занимаются практически сами. Даже во время соревнования. А это – большой груз, это нервы какие-то – это неправильно и результату положительному очень сильно мешает. А у нас девиз: “доехать до конца, очки заработать”. Механики занимаются своим делом, а я кручу руль. Залог победы: профессиональные механики, надежная машина, быстрый пилот. У многих этого нет. У меня есть – мне повезло). 

me_avatarВ кроссе все получилось. Есть мысли оформить Чемпионство сразу и в ралли?

taras_maksimov_postНеее.. Бросать кросс и идти в ралли..пока не буду.  Что касается дисциплины, мне больше нравится кросс. Я люблю, когда все видно, не когда ты борешься с этими «мельницами ветряными», потому что видно соперника. Я люблю, когда все понятно.  Мне вот такое нравится. А еще скажу, что кросс постепенно набираем популярность, прибывают новые спортсмены, появляются новые трассы…Это здорово! И здорово вдвойне, что тоже каким-то образом причастен к этому подъему. Думаю даже, что в ближайшее время много раллистов наоборот переметнуться к нам в кроссовую братию. Чего-то мне так кажется))

me_avatarНо многие в ралли таки поехали.. И Коля, и Стас…

taras_maksimov_postИ Долот, и еще несколько человек… Опять же, по приглашению организаторов, чтобы была наполняемость. Хотя многие понимают, что кросс на сегодня не такое затратное мероприятие, как, скажем, авторалли. Но при этом не менее увлекательное с точки зрения и борьбы и накала страстей. Ралли в этом году, к большому сожалению, но не такое массовое, как когда-то. 

me_avatarВ Харькове борются за ралли  – ДРС.

taras_maksimov_postЯ знаю. Это огромный вклад в развитие ралли и автоспорта. Это заслуга и Беседина, и Подноса, и Вас, Виталий, я знаю, Вы этим активно занимаетесь. И Дима Звягин, и еще десятки людей, простите, не всех знаю по имени-фамилии, но видел точно. Это правильно, это надо делать, как бы тяжело не приходилось, ведь, если не вы, мы, то будет некому и все погибнет, таковы реалии, увы.., сейчас тяжело всем.

me_avatarА кольцо?

taras_maksimov_postА кольцо.. Все же нет. Пока вижу себя в автокроссе и хочу эту тему развивать дальше. Ищем спонсоров, как и все, строим планы). 

me_avatarНу, понятно. Поздравляю тебя и твою команду с досрочным Чемпионством 2015 года)

taras_maksimov_postСпасибо большое! Мы правда старались!

me_avatarЖдем на следующий год!