Маркку Ален. 1978

Ма́ркку А́ллан А́лен (фин. Markku Allan Alén; род. 15 февраля 1951 года, Хельсинки) — бывший финский раллийный автогонщик, обладатель Кубка FIA 1978 года. Чемпион Финляндии по ралли (группа 4) 1978 года.

Выступал за команды Ford, FIAT, Lancia, Subaru и Toyota в чемпионате мира по ралли. До 2011 года являлся обладателем рекорда по количеству выигранных спец-участков — 801 (в 2011 году рекорд побит Себастьеном Лёбом).

Несмотря на высокие результаты и рекорды никогда не был чемпионом мира по ралли. Однако, в его активе победа в Кубке FIA среди раллийных пилотов (чемпионат мира по ралли среди пилотов основан в 1979 году). Был чемпионом мира 1986 года 11 дней, пока не была удовлетворена апелляция команды Peugeot об аннулировании результатов Ралли Сан-Ремо 1986 года, выигранного Аленом (после аннулирования чемпионский титул 1986 года перешел к Юхе Канккунену.

Интерес к гонкам у Алена был с детства так как его отец – чемпион Финляндии по мотогонкам на льду. Ален начал свою карьеру в ралли в 1969 году управляя Renault 8 Gordini, финишировал девятым на Ралли 1000 озёр с первой попытки. Подписав контракт с Volvo и сев за руль Volvo 142, он занял третье место в Ралли «Тысяча Озёр» в 1971 году и 1972 году. Дебют в чемпионате мира по ралли состоялся в 1973 году на Ралли «Тысяча Озёр» – он занял второе место позади Тимо Мякинена.

Выступление Алена на домашней трассе привлекло такие команды как FIAT и Ford. На Ford Escort RS он завоевал репутацию бойца, когда финишировал третьим на Ралли Ирландии 1973 года, несмотря на то, что первый день закончил на 178 месте. Это привело к «контракту мечты» с FIAT, с очень большой зарплатой.

В 1974 и 1975 , Ален пилотировал Fiat 124 Abarth Rallye, достиг нескольких подиумов и первую победу в WRC победу в 1975 году на Ралли Португалии.

В сезоне 1976, FIAT дебютировал новый Fiat 131 Abarth, которая была большим «шагом вперёд» по отношению к предшественникам. Ален выиграл Ралли «Тысяча Озёр» 1976 года и Ралли Португалии 1977 года, что помогло команде FIAT завоевать их первый титул производителей в 1977 году.

Затем, в 1978 , Маркку Ален был 5 раз на подиуме (3 победы). Эти выступления принесли ему Кубок FIA, а FIAT свой второй титул производителей. Ален оставался с Fiat в течение ближайших трех лет, одерживая победы в каждом сезоне.

Ален перешел в команду Lancia в 1982 году, после того как команда FIAT закончила свои выступления в чемпионате. В 1982 он дебютировал на Lancia Rally 037. В 1983 и 1984 году он заканчивал чемпионат на третьем месте. Lancia получила кубок производителей в 1983 году.

Став однозначным лидером команды после гибели Анри Тойвонена, Ален вступил в жесткую конкуренцию за титул чемпиона мира 1986 года. Его соперником был Юха Канккунен пилотировавший Peugeot 205 Turbo 16. В конце сезона, Ален одержал победу на ралли Сан-Ремо. Канккунен был дисквалифицирован с ралли по сомнительным техническим причинам. Peugeot подали апелляцию в FIA, которые отменили результат ралли Сан-Ремо, лишая Алена звания чемпионата мира, в котором он провел всего одиннадцать дней.

Выиграв 2 гонки в чемпионате 1987 года он становится третьим. А в 1988 году с тремя победами — вторым. Ралли Ирландии 1988 — последняя победа для Маркку Алена.

В 1990 Году Ален перешел в прогресирующую команду Prodrive Subaru Technica International, за рулем Subaru Legacy он добился лишь третьего места на Ралли Швеции 1991. В 1992 году он перешел в команду Toyota, но как оказалось ему отводилась лишь вторая роль в команде после Карлоса Сайнса. В течение сезонов 1992 и 1993 он завоевал лишь 2 подиума. И после аварии на Ралли «Тысяча Озёр» закончил карьеру.

В 1995 году он участвовал в сериях DTM и ITCC.

Чтобы отпраздновать свое 50-летие в 2001 годаон принял участие в Ралли «Тысяча Озёр», заняв 16-е место в общей классификации на Ford Focus WRC . Он также принимал участие в Ралли Париж-Дакар в классе грузовиков.

В марте 2010 года Лука ди Монтедземоло нанял Алена, как тест-пилота серийных Ferrari.


Fiat_131_Abarth_010В 1973 году совершенно никому не известный 22-летний художник-оформитель за рулем “Вольво-142” занял второе место в труднейшем и самом знаменитом в Финляндии ралли “1000 озер”. Победитель – гордость болельщиков Суоми, опытнейший ас Тимо Мякинен, не скрывая удивления, предрекал новичку-любителю большое будущее. И точно – еще до конца сезона он “отметился” третьим местом на ралли Английского королевского автоклуба, а спустя несколько лет его уже называли не иначе, как знаменитый Маркку Ален, некоронованный король мировых ралли.

Впрочем, и тогда, восемнадцать лет назад, он уже не был в автоспорте новичком. Впервые Ален попробовал свои силы за рулем “Рено-8-Гордини” в ледовых гонках. Родившись в феврале 1951 года, он уже в двадцать лет успел стать бронзовым призером первенства своей страны в том, что мы бы назвали зимним ипподромом. На следующий год Ален повторил этот результат, но с удивлением и досадой убедился, что он практически неизвестен за пределами своего родного Хельсинки. Главным магнитом для почитателей автоспорта в Финляндии давно и прочно стали ралли. И Маркку отправился на “1000 озер”.

Трудно сказать, как дальше сложилась бы его судьба, если бы зимой 1974 года после первых успехов в двери дома в холодной снежной Финляндии не постучались гости из солнечной Италии. И весну Маркку встретил уже на Апеннинах. Но, конечно, не мягкий климат и даже не горячие итальянки стали причиной отъезда. Ален совершенно правильно определил, что на юге Европы его ждет самый верный путь к успеху – раллийная команда ФИАТ. Целых 16 лет продолжалось это едва ли не уникальное в автоспортивном мире сотрудничество. За полтора десятилетия через руки Алена прошли все раллийные автомобили ФИАТ и “Лянча”. И каждый из них – будь то изящный и хрупкий, как статуэтка, “ФИАТ-124-спайдер”, “семейный” “ФИАТ-131-Абарт”, непобедимая, будто пришедшая из будущего “Лянча-стратос” или такая обычная с виду “Лянча-дельта” – обязан частицей своей спортивной славы, один чуть больше, другой чуть меньше, молчаливому, неулыбчивому финну. 104 разных ралли – сначала этапов чемпионата Европы, потом мира – проехал Ален на итальянских машинах и в 19 из них победил. Столько же побед – 19 – только у его земляка и друга Ханну Микколы, больше – нет ни у кого.

Markku_Alén_-_1987_RAC_Rally“Эти годы были лучшими в моей жизни,- вспоминал потом Маркку.- В Италии остались лучшие мои друзья – одни на вершине славы, как Биазон, Сивьеро, Ломбарди, другие – навечно в моей памяти, как Атиллио Беттега, которого я называл Пекка, Хенри Тойвонен и Серджо Кресто”. Уже уйдя из “Лянчи”, Ален говорил, что итальянская команда безусловно сильнейшая в чемпионате мира, ее инженеры и механики – лучшие, каких только можно представить. Нужно сказать, что и механики “Лянчи” всегда относились к Маркку с особенной любовью и уважением. Они его почти боготворили. А ведь финн ничего, кажется, не предпринимал, чтобы завоевать такую любовь. Даже наоборот. Садясь за руль спортивного автомобиля в ожидании старта, Ален превращался в сгусток энергии, для него переставало существовать все, что не имело отношения к победе. Поэтому малейшая заминка или ошибка механиков приводила его в бешенство. В таких случаях он выскакивал из машины и кричал так, что вяли уши, механики разбегались от него, как зайцы, пока кто-то самый смелый не подносил мастеру воды. Тогда вулкан постепенно успокаивался, руки, только что судорожно сжимавшие бутылку минералки, ложились на руль…

Вообще, Алена часто сравнивали с силами стихии. Его внезапные атаки, когда он, пару дней идя где-нибудь глубоко за спинами лидеров, выходил вдруг вперед, называли тропическими ливнями. А феноменальные старты, особенно на “1000 озер”, где он к концу первого дня обязательно “вез” ближайшему сопернику минуту, – ураганами. “Самый дикий из всех диких финнов”,- писал о нем один немецкий журнал. Да, со стороны этот мрачноватый мужчина действительно производил такое впечатление. Однако под суровой внешностью скрывался добрый и благородный человек, прекрасный товарищ. В этом-то и разгадка необыкновенной преданности механиков, да и вообще удивительной популярности, которой Маркку пользовался и продолжает пользоваться не только в Финляндии, но и среди почитателей ралли во всем мире.

alenТак на ралли Сан-Ремо в 1984 году его блестяще подготовленная “Лянча-ралли-037” в течение двух дней была лучшей на трассе. Соперники на “пежо” и “ауди”, бывших тогда фаворитами, не могли угнаться за машиной финна. Но утром третьего дня “Лянча” вылетела с дороги… Добравшись до ремонтных боксов, Ален пожал руку каждому из механиков: “Сегодня вы подготовили машину просто фантастически. Мне страшно жаль, что я так бездарно все испортил!” А вот какое объявление появилось в английском еженедельнике “Автоспорт” в ноябре 1988 года: “Хочу поблагодарить зрителей, которые вытащили мою “Лянчу” обратно на трассу скоростного участка Элибанк, где я допустил небольшую неточность. Без вашей помощи мы с моим другом Илккой Кивимяки не смогли бы выиграть “RAC-Ломбард-ралли” нынешнего года. М. Ален”.

Но спорт есть спорт, и успехи в нем никак не зависят от зрительских симпатий. А здесь Алену, несмотря на многочисленные победы, не очень везло. Первый большой успех пришел к нему в 1975 году в Португалии. Через три года он стал лучшим раллистом мира в личном зачете. Однако чемпионат стал разыгрываться лишь в 1979 году, а Алену пришлось довольствоваться Кубком ФИА для водителей. С тех пор ему уже ни разу не удалось подняться на вершину, каждый раз находился кто-то, кто в последний момент уводил победу прямо из-под носа. Это были Вальдегаард, Рерль, Канккунен, Биазон. А Алену каждый раз не хватало совсем чуть-чуть, буквально полшага. Дважды он становился “серебряным” раллистом чемпионата, четырежды – “бронзовым”. И вот, когда в конце 1989 года его обошел не только молодой Мики Биазон, но и еще более молодой итальянец Алекс Фьорио, выступавшие на таких же “лянчах”, Маркку решил уйти. И поменял Италию на Японию, “Лянчу” – на “Субару”.

К сенсации отнеслись по-разному. Одни считали, что финн погнался за длинным рублем (вернее иеной). Другие, что 39-летний раллист уже не может держаться среди лидеров мировых ралли и подыскал себе поэтому тихий уголок в японской фирме. И те и другие оказались неправы. Что же произошло в действительности?

“Это решение не было легким,- говорил Ален журналистам, объясняя свой уход.- В 39 лет совсем не просто начинать все сначала. Однако мне еще рано на пенсию, я хочу еще гоняться. Между тем руководство “Лянчи” ограничило мою программу в сезоне-89 всего тремя стартами. Моя же цель – две-три победы ежегодно, а для этого нужно проехать десяток гонок в году. Может быть, мои слова прозвучат странно для сорокалетнего, но я уверен, что смогу еще многое дать раллийному спорту”.

Японцы в последние годы стали в автоспорте буквально притчей во языцех. Формула 1, спорт-прототипы, ралли – они ведут наступление буквально на всех фронтах. За первыми, неудачными поначалу попытками следуют все новые и новые до тех пор, пока не приходит победа. Так и “Субару” весьма серьезно нацелилась на мировой спортивный Олимп. Попробовав свои силы в Ф1 и установив мировой рекорд скорости на дистанции 100 000 километров, эта фирма занялась ралли. Вот уже третий сезон полноприводные “субару” пытаются одолеть “лянчи”, “тойоты”, “мицубиси”. Пока не очень получается. Но Ален не теряет оптимизма: “Легаси-RS-турбо” – любопытная и многообещающая модель, а с господами из “Субару” у меня нет ни малейших проблем. Так что, думаю, скоро мы сможем побеждать”.

Приверженцы Маркку от всей души желают ему успехов, но уж слишком часто вспоминается прошлое. Вот так же Ален накручивал сотни тысяч километров, испытывая и доводя до ума “ФИАТ-131-Абарт”, а потом в команду “на все готовое” пришел Рерль и стал чемпионом мира. Через несколько лет история повторилась с “Дельтой” и Канккуненом, “Интеграле” и Биазоном. Неужели такая же роль уготована финну и в “Субару”? И он, научив японскую машину побеждать, вынужден будет уступить дорогу более молодым и везучим?

“Я не жалуюсь! Наоборот – изучать трассу и готовить автомобиль к старту мне нравится не меньше, чем двадцать лет назад. Впереди у меня еще куча времени, и я еще обязательно буду первым на финише”.

В. Александров (АМС N5,1991)
wikipedia