Лучшие раллийные авто. «Рено-Альпин» А110 (с 1963 года)

Alpine (Альпин с ударением на последний слог) появились в те годы, когда раллийные автомобили ценились за простоту конструкции, когда не нужно было проектировать машины в офисах крупных производителей и омологировать для участия в международных гонках.

Компанию Alpine, расположенную на севере Франции, в Дьеппе, возглавлял бизнесмен Жан Редель, увлекающийся изготовлением машин на базе агрегатов Renault. Название фирме было дано после того, как одна из модификаций Renault 1063 4CV выиграла в 1954 году Альпийский кубок.

Первый Alpine был запущен в производство в 1955-м под индексом А106. В конце 50-х появился А108, рассчитанный на установку достаточно большой линейки двигателей. Наконец, в 1963-м была создана модель А110 Berlinette, на протяжении 12 лет блиставшая в европейском ралли и большую часть этого периода официально представлявшая компанию Renault.

Своим успехом автомобили Alpine обязаны не только небольшому весу (они почти вдвое легче сегодняшних раллийных машин). Оптимальное соотношение массы и мощности позволяло им конкурировать даже с прототипами. Машина имела трубчатую пространственную раму с низким центром тяжести и независимую переднюю и заднюю подвеску. Расположенный сзади двигатель обеспечивал хорошее сцепление ведущих колес с дорогой. Кузов изготавливался из стекловолокна. Соответствующими были и габариты: ширина на 150, а колесная база на 340 мм меньше, чем у нынешних раллийных автомобилей.

a110

Долгое время Alpine не хватало хорошего заводского двигателя Renault. Первые А110 имели силовой агрегат с объемом один литр, затем появилась версия 1.1. Слабоватыми оказались и устанавливаемые позже 1.3 и 1.4 (R8 Gordini). Революционным считается появление 1,5-литрового мотора R16. В 1970 году, на ралли «Монте-Карло», машины оснащались уже 1,6-литровым двигателем, а два года спустя — 1,8-литровым.

Впервые «Альпийцы» оказались в центре внимания в 1968 году, когда Жерар Лярусс всерьез претендовал на победу в ралли «Монте-Карло», но попал в аварию в том месте, где зрители, желая поразвлечься, набросали на дорогу снег.

В 1970-м Жан-Люк Терье выиграл ралли «Сан-Ремо» и «Греция», а Жан-Клод Андрюе стал чемпионом Европы — в то время высший титул раллийного пилота. Лидерство в заводском зачете лишь чудом ускользнуло от Alpine: Терье, занимавший второе место, сошел на заключительном ралли сезона, RAC Rally в Великобритании — машина увязла в грязи на спецучастке, который затем отменили.

Зато год спустя французы сполна отомстили за неудачу, победив с большим отрывом в зачете изготовителей. В сезоне блистал шведский пилот Уве Андерссон, уволенный из команды Ford с формулировкой «неудачник». Выступая за Alpine, Андерссон выиграл первую же гонку, в Монте-Карло, а затем в Сан-Ремо, австрийских Альпах и Греции.

А вот 1972 год французская команда предпочла бы забыть. Установка 1,8-литрового мотора привела к многочисленным поломкам трансмиссии. Проблемы были настолько серьезными, что уже на второй гонке, в Швеции, пришлось поменять Alpine на Renault 12 Gordini. И все же к концу сезона надежность была восстановлена, доказательством чему стали победы в ралли «Олимпия» (крупнейшем из когда-либо проводимых в Германии) и Tour de Corse. В том же году Уве Андерссон покинул Alpine и возглавил раллийную команду Toyota.

«Поистине звездным для Renault-Alpine стал 1973 год — первый в хронике чемпионатов мира по ралли. В то время количество фирм, представленных в этом виде спорта, было как никогда большим: BMW, Citroen, Datsun, Fiat, Ford, Lancia, Opel, Peugeot, Renault-Alpine, Saab, Toyota. С учетом того, что Peugeot сконцентрировалась на африканских гонках, Renault-Alpine имела высокие шансы на победу. Двигатель 1800 см3 обеспечивал мощность в 175 л.с., к тому же машины доказали свою надежность.

RenaultAlpineA110

Постоянными гонщиками команды были заявлены Жан-Люк Терье, Жан-Пьер Николя и Бернар Дарниш, но первую победу в сезоне, опять же в Монте-Карло, одержал четвертый пилот — Жан-Клод Андрюе. Наиболее успешно выступил в этом сезоне Терье, выигравший три этапа. К удивлению многих, он финишировал третьим и в Швеции, где в качестве эксперимента (и единственный раз в истории этого ралли) использовались нешипованные шины.

«Тот сезон стал высшей точкой в карьере Renault-Alpine. Да и для французского ралли это было наиболее славным временем до прихода в середине 80-х на гоночные трассы марки Peugeot.

В 1974-м фирму Alpine купила компания Renault, и теперь решения принимались не в Дьеппе, а в Париже. Расширяя свою деятельность в области ралли, Renault подготовила модель 17 Gordini, на которой Терье выиграл гонку Press-on-Regardiess в США. Это была первая победа команды без машин Alpine. В последний раз завод выставил модель А110 в 1975-м на ралли «Сан-Ремо», где Терье финишировал третьим. Кстати, автомобиль был выкрашен не в синий, традиционный для Alpine, а в желтый — «фирменный» цвет Renault.

В 1978 году об Alpine уже не говорили. Марку стали забывать, хотя в ралли и появлялись то переднеприводной Renault 5 Alpine, то заднеприводной вариант 5 Turbo.

Renault Alpine А110 с полным правом можно считать культовым автомобилем для ралли: он появился в нужное время и сумел доказать, что небольшая фирма может не только построить машину, но и на равных бороться с крупными производителями.

Пилоты Alpine, в основном, были французами. Трудно сказать, кто из них лучший, однако наиболее высоких результатов добился Жан-Люк Терье. Судьба пилота была трагичной: попав в аварию на ралли «Париж-Дакар», он остался инвалидом. Жерар Лярусс, перед тем как перейти в «Формулу 1», участвовал в Альпийских ралли, а после недолгого пребывания в «королевской дисциплине» начал работать в руководстве команды.

Жан-Клод Андрюе, хорошо зарекомендовавший себя в кольцевых и горных гонках, подкупал коллег неудержимым темпераментом. А вот отвага Жана-Франсуа Пио, можно сказать, граничила с безумием: к примеру, он не пользовался ремнями безопасности. Трагедия не заставила себя ждать — пилот погиб в аварии в Тунисе.

Жан-Пьер Николя начал карьеру в качестве штурмана своего отца, а затем стал заводским пилотом Renault. Позже перешел в команду Peugeot, победил в ралли «Монте-Карло» на частном Porsche, а в настоящее время занимает пост менеджера заводской команды Peugeot.

В свое время на «Альпийцах» выступали такие звезды, как Мишель Мутон и Пат Мосс Карлссон.

Но самой одиозной личностью в команде был, пожалуй, единственный «варяг» — Уве Андерссон. В команду он пришел в самый неприятный момент ее истории — увольняли пилотов-французов, а тут как раз появился швед. Впрочем, сам Уве вспоминает об этом периоде своей карьеры с большой теплотой…

Мартин Холмс, “Пятое колесо” – №5,2002, www.5koleso.spb.ru
Фото – журнал “Мотор” – www.motor.ru