Бьорн Вальдегорд

DO-ke33RreUПервый чемпион мира по ралли среди пилотов Бьорн Вальдегорд

12.11.1943 – 30.08.2014

Бьорн Вальдегорд начал свою раллийную карьеру в возрасте 19 лет. Четыре года потребовалось молодому амбициозному спортсмену, чтобы победить в шведском чемпионате. Годом позже он повторил свое достижение. 

Подающего надежды гонщика заметили и пригласили в команду Porsche. Изначально брали его вторым пилотом, но он смог пересесть на место первого. Бьорн получил в свое распоряжение Porsche 911Т – современнейшую раллийную машину того времени – и на ней выиграл труднейшее зимнее ралли Швеции, чем заявил о себе на всю Европу и вышел на международный уровень.911st-monte-carlo-1970-copyright-porsche

Следующим этапом развития его как раллиста стала компания Lancia. Надолго он в ней не задержался: пробыв в команде несколько сезонов, под конец последнего швед объявил о переходе в Ford. В ответ на заявление спортсмена Lancia добилась, чтобы его лишили права выступить на финальном этапе в Великобритании. Гонщик смог договориться с командой Ford и все-таки начал выступил в конце сезона 1976 года, обойдя при этом бывших коллег.

Следующий сезон был для него отличным! Летом 1977-го Бьорн добыл свою первую победу в Ралли Сафари за рулем RS1800 и выиграл финальную гонку RAC Rally в Великобритании. А еще через два года – получил титул и остался в истории навсегда как первый чемпион мира по ралли. Тогда чемпионат мира среди пилотов прошел впервые, заменив проводящийся ранее Кубок FIA.FordEscortRS1800

Бьорн боролся за титул первого чемпиона мира с Ханну Миккола.

Интересный факт: именно в 1979 году появилась система начисления очков для автогонщиков, которая действует по сей день.

Обходя по очкам то один, то другой, они вырывали победу друг у друга, но, благодаря пяти победам своих гонщиков, Ford уже получил долгожданный титул среди производителей в WRC и решил не ехать в Африку.

Интригу вернул Mercedes, предложив обоим лидерам чемпионата продолжить борьбу на купе Mercedes 450 SLC 5.0. К счастью, Ford не возражал. После изнурительной борьбы 14 декабря 1979 года Миккола финишировал первым на Ралли Кот-д’Ивуар. Вальдегорд финишировал вторым. Но, несмотря на это, ему удалось завоевать титул, благодаря сложной системе подсчета очков, когда в зачет шли только семь лучших результатов. Его преимущество составило всего одно очко. Вот так в 1979 году Бьорн сумел выиграть чемпионский титул. Выступал Вальдегорд на двух автомобилях: Mercedes-Benz 450 SLC и Ford Escort RS1800.

800px-WRC-1979
Карта чемпионата мира 1979 года (Чёрный = Асфальт|Коричневый = Гравий|Синий = Снег\Лёд|Красный = Смешанное покрытие)

Бьорн Вальдегард за свою жизнь успел побывать в таких командах как: BMW, Ford, Lancia и Toyota. Выступал на машинах Porsche, Mercedes и Fiat. Он принял участие в 95 ралли, входящих в чемпионат, выиграл 16 этапов и 35 раз поднимался на подиум, прошел 25 этапов WRC и выиграл семь из них (четыре Ралли Сафари и три Кот-д`ивуарийские гонки).Björn-Waldegård-1979-grek         

До получения серьезной травмы он продолжал заниматься любимым делом и, несмотря на проблемы со здоровьем, до конца жизни принимал участие в любительских заездах. 

Вальдегорд принял участие в фестивале скорости в Гудвуде всего за пару месяцев до его смерти. Он остался в памяти, как человек, который любил гонки, и сохранил скорость до солидных лет.

Катерина Щедрая