Ари Ватанен

Ари ВатаненАри Ватанен
27.04.1952

  • Годы в ралли: 1974 — 1998, 2003
  • Команды: Ford, Opel, Peugeot, Subaru, BMW, Mitsubishi
  • Этапы: 101
  • Чемпионские титулы: 1 – 1981
  • Побед: 10
  • Подиумов: 27

Ари Ватанен родился в Восточной Финляндии. Начал свою гоночную карьеру в 18 лет в национальном раллийном чемпионате. Первой гоночной машиной Ватанена был “Опель-Кадет”. В 1974 году, когда ему исполнилось 22 года, Ари дебютировал в Чемпионате мира по ралли (WRC) на Ралли “1000 озёр». До старта, кстати говоря, он не доехал. Зато всего через два года он становится победителем Британского раллийного чемпионата. Тогда Чемпионат не проводился в личном зачете, боролись только за командный титул, а Ватанен на тот момент, к сожалению, не состоял ни в одной команде. Через два года он повторил свой успех вместе с Питером Брайантом (Peter Bryant) и Дэвидом Ричардсом (David Richards).

2Но настоящий успех пришел к спортсмену значительно позже. В 1979 году Ватанен подписывает контракт с Rothmans и впервые выступает в команде. Своими победами Ари быстро доказал, что команда не ошиблась с выбором пилота. Уже на следующий год на RS1800 Ватанен одержал свою первую победу, которая пришлась на Акропольское ралли, а в 1981 стал чемпионом мира.

В 1984 году Ватанен переходит в заводскую команду Peugeot за штурвал Peugeot 205 T16. Между Ралли «1000 озер» 1984 года и Шведским ралли 1985 года Ари Ватанен одержал пять побед подряд. В 1985 году он попадает в серьезную аварию на Аргентинском ралли. К счастью, после длительного лечения он снова возвращается в автоспорт. Ари Ватанен доказывает четырьмя победами на Ралли Париж-Дакар, что он полностью восстановился после аварии: в 1987, 1989 и 1990 году в составе Peugeot, а затем в 1991 году с Citroën.

FGBBiuuВ 1988 в этом же турнире пилот оказался в центре нашумевшего скандала – автомобиль Ари Ватанена – лидера гонки – был украден. Эта неудача была скомпенсирована другими успехами этого года: тогда же был снят короткометражный фильм о подьеме Ари на вершину автомобильного спорта и опубликована его автобиография «Каждая секунда считается». Кстати, эта книга стала бестселлером.

960В последующие годы пилот выступает то за одну, то за другую команду, но первых мест не занимает, хотя на подиум подниматься ему все же несколько раз приходится. Ватанен и по сей день участвует в различных ралли, не спеша отправлять себя на пенсию. Пилот стал первой “легендой ралли” – это звание введено в Великобритании, чтобы наградить выдающиеся достижения гонщиков.

591d6c732b9fcfca70b229c31eЗа свою жизнь он выступал в 18 командах, 24 сезонах, завоевал 1 чемпионский титул, получил 10 побед, 27 раз поднимался на подиум.

Сейчас Ари Ватанен занимается развитием фермы и винодельни, а также является успешным политиком и депутатом Европарламента. Ватанен работал над вопросами налогообложения автомобилей, проблемами дорожного движения, помощью в развитии сельского хозяйства.

Катерина Щедрая